Slider

Bastl Modular - новые eurorack-модули от Bastl Instruments! Избранное

29 март 2015 Станьте первым комментатором!
Оцените материал
(1 Голосовать)

Модульные синтезаторы, еще недавно казавшиеся рядовому музыканту экстравагантной диковинкой, далекой от повседневной музыкальной реальности, постепенно входят в моду.

Вот, например, я. Все, что я по настоящему знал об этих устройствах еще пару лет назад, сводилось к обрывочным впечатлениям, полученным от просмотра тематических youtube-роликов. Думаю, каждый из вас видел нечто подобное. Чаще всего это выглядело так – некий серьезный персонаж с задумчивым видом, путаясь в тоннах проводов, управляет (или делает вид, что управляет) сложным устройством, больше похожим на контрольную консоль ядерного реактора, чем на синтезатор. Визуально и аудиально перенасыщенная картинка (мириады лампочек, проводов, разъёмов ручек и столько же писка, треска и бульканья) казалась чем-то, пришедшим в наш мир из области фантастики, но никак не из мира музыки. Сам «оператор» при этом выглядел сумасшедшим ученым, а его взаимодействие с  модульным синтезатором – неким лабораторным опытом.

На меня, воспитанного детскими мечтами о космосе и рассказами Станислава Лема, подобное зрелище просто не могло не произвести впечатления. Однако, будучи академическим музыкантом, меня смутило отсутствие в подобных роликах чего-то хотя бы приблизительно похожего на музыку. Модульные синтезаторы трещали, завывали, шкворчали как рыба на сковородке, пищали и плакали, будто никогда и не слыхав о таких фундаментальных общемузыкальных понятиях как консонанс или мелодия.

Впрочем, нет, иногда мелодии были, но «музыкальный» уровень опусов, исполняемых на модульных синтезаторах чаще всего был обратно пропорционален размерам модульной системы и производимому ей визуальному впечатлению. Довольно-таки быстро в моей голове созрел совершено искренний вопрос: «неужели это все просто красивые понты?».

Так я отнес модульные синтезаторы к области чего-то скорее научного, чем музыкального. «Этим занимаются либо богачи-коллекционеры, либо программисты» - вот что я тогда думал.

443a1dd6707a79f5fbf40d8abf8edfcb

Однако, время идет, и восприятие электронной музыки развивается вместе с осознанием ее серьезнейшего потенциала в сфере искусства. Совсем недавно закончилась короткая эпоха правления цифровых инструментов, и в наш мир массово вернулся теплый аналоговый звук. А вместе с ним – интерес к модульному строению синтезаторов, протоколу CV (который, как еще недавно казалось, безнадежно устарел и полностью передал бразды правления новомодному MIDI), и всему, что с этим связано. В том числе и к модульным синтезаторам.

Как это произошло? А очень просто.

Произошло это в момент, когда мы, утомленные выхолощенным звучанием навороченных VST-синтезаторов, развлекались в поисках вдохновения.

Кто-то испытал это чувство, догадавшись пропустить свой старенький самоиграй CASIO, оставшийся со времен обучения в музыкальной школе, через фильтр купленного из любопытства карманного синтезатора KORG Monotron. Кто-то додумался подключить аудиоплеер с диктофонными полевыми записями, сделанными в порыве летней эйфории, к Gate-входу надоевшего грувбокса. Еще один кто-то от скуки решил подключить аудиовыход дешевого микшера с эффектами к его же аудиовходу (а чо, вдруг не сгорит?)…

Результат чаще всего был один – новая волна вдохновения и эйфории у самых эмоциональных, ну или как минимум, понимание того, что звук – он как пластилин /нет правил в музыке /это же как LEGO, только со звуком /офигеть, наверное так пишут музыку мэтры/ впишите свой вариант если прошли через это…

И т.д.

little synths

Суть синтезатора, да и синтеза вообще оказалась проста! Синтезатор не обязательно должен состоять из осцилляторов, фильтров, огибающих и т.д. как мы привыкли. Он может состоять вообще из чего угодно, лишь бы это музыкально звучало! И соединять это «что угодно» тоже можно как угодно!

Уяснив этот простой принцип, чаще всего работа с обыкновенными DAW становится скучной. Ну вот, взять тот же самый Ableton. Хорошо, что можно взять, и откорректировать, например, высоту звучания аудиоклипа. А если захочется модулировать эту высоту с помощью LFO? А если захочется, чтобы высота клипа изменялась от уровня громкости перкусионной партии, играющей по соседству? Или пустить звучание мастер-шины обратно на один из каналов и управлять с этого канала посылами на шины эффектов? А если…

Словом, вы меня поняли.

На этот случай, конечно, есть разные решения, например, Max/MSP, Pure Data или тот же самый NI Reaktor.

Однако мы-то с вами знаем, что никакая "софтина" не заменит тактильных ощущений,  которые дарит нам старое-доброе железо! Вот здесь из-за угла наших сомнений и скепсиса снова выглядывают модульные синтезаторы!

Да, в общем, к чему это я?

quattro2

Дело в том, что совсем недавно, небезызвестная вам чешская компания Bastl Instruments решила отдать дань современным тенденциям и выпустила целую линейку новых устройств, выполненных в формфакторе eurorack-модулей.

Каждый из модулей может выполнять сразу несколько различных функций, которые напрямую зависят от его места в сетапе и, конечно, вашей фантазии. Что ж, это вполне гармонирует с идеологией модульных синтезаторов. И нет ничего странного в том, что, например, модуль-генератор «бочки» Tea Kick от Bastl Instruments одновременно является перкуссионным модулем, осциллятором и резонансным фильтром.

Впрочем, с модульными синтезаторами мы вроде бы разобрались. Давайте теперь разберемся, что за модули предлагают нам Bastl Instruments.

Итак, новая серия eurorack-модулей Bastl Modular – это все те же сумасшедшие идеи молодых чехов, знакомые нам по уже полюбившейся многим модульной системе Trinity или гранулярному сэмплеру Micro Granny, заключенные в новый для компании форм-фактор: eurorack.

sexz small

Кстати, некоторые из предыдущих наработок инженеров компании практически напрямую перекочевали в отдельные модули новой серии. Так, среди eurorack-модулей от Bastl Instruments мы можем обнаружить гранулярный сэмплер GrandPA, основанный на движке Micro Granny.

Остальные модули – это своего рода вариация на тему цифровой драм-машины в современном исполнении. Схематика большинства модулей основана на классических разработках одного из пионеров DIY-электроники советской Чехословакии – Стэнда Филиппа (Standa Filip), с которым у ребят из Bastl Instruments имеются самые что ни на есть дружеские отношения. Несмотря на то, что каждый из модулей является независимым устройством и может быть использован с любыми eurorack-модулями сторонних производителей, серия являет собой идею законченной инженерной мысли и по существу является полноценным музыкальным инструментом. Кстати, как и все инструменты от Bastl Instruments, новые модули изготавливаются вручную в Чехии.

Давайте рассмотрим модули, входящие в состав Bastl Modular:
  • ABC – 6 канальный CV/audio микшер, может работать как два 3-канальных микшера
  • GrandPA – гранулярный сэмплер основанный на движке Micro Granny. В отличие от Micro Grannyимеет всего 2 ячейки сэмплов в пресете, зато GrandPA оснащен триггерными CV-входами.
  • Knit Rider –мощный и недорогой 6-голосный CV-секвенсор на 64 шага. Knit Rider обладает огромным функционалом, широчайшим спектром рабочих значений темпа (от 2 bpm) и возможностью записи данных «на лету».
  • littleNerd – компактный и мощный CV/Gate процессор, сочетающий все, о чем только можно мечтать: делители, множители, евклидовы алгоритмы секвенсирования, цифровой CV/Gate дилэй, осциллирующий модуль и многое другое!
  • Multiple – простой сплиттер/патчбэй
  • Noise Square – необычный осцилляторный модуль, сочетающий аналоговый и цифровой генераторы шума и других форм волны.
  • Quattro Figaro – аналоговый модуль усилителя, сочетающий функции микшера и кроссфейдинга сигналов
  • Skis – двойной модуль огибающей, созданный специально для перкуссионных звуков
  • Spaghetti – простой модуль, сочетающий возможности микшера, сплиттера и инвертора сигналов.
  • Tea Kick – необычный генератор «бочки» (kick drum), основанный на самоосцилляции управляемого полосного фильтра

Звучит это все на удивление музыкально, можете убедиться сами:

Что касается стоимости модулей, то здесь все еще приятнее: цены вполне демократичные:

{product id=21594}

{product id=21595}

{product id=21596}

{product id=21597}

{product id=21598}

{product id=21599}

{product id=21600}

{product id=21601}

{product id=21602}

Ну разве не отличный повод перестать, наконец ,скептически глядеть на модуляры, и попробовать собрать свой собственный железный «Reaktor»? Да хотя бы для того, чтобы доказать всем тем «очкарикам», что на модулярах можно и нужно писать красивую, мелодичную музыку!

Прочитано 6876 раз Последнее изменение 08 апр 2015
musicmag

MusicMag - музыкальный журнал, академия, маркет

Медиа

Комментарии (0)

Рейтинг 0 из 5 от 0 комментаторов
Пока нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Posting comment as a guest.
Rate this post:
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?