Slider

500 - это много или мало? Избранное

05 июль 2014 Станьте первым комментатором!
Оцените материал
(6 голосов)

Сегодня хотелось бы поподробнее остановится на устройствах 500 серии, которые стремительно завоёвывают популярность в США и Европе. Данный форм-фактор имеет как своих сторонников и противников, так и людей вовсе о нём не знающих. Именно поэтому возникло желание взвесить все "за" и "против", и понять, насколько это актуально для нас с Вами.

 

_______________________________________________________________________________________

Если пересказывать историю, как появилось данное шасси, то вкратце получится так: у компании API в 70-80-х годах были микшерные пульты, которые, мало того что звучали отлично, были ещё и модульными. Секции эквалайзера, компрессора и преампа, с одинаковой лёгкостью, можно было заменить, или одолжить у приятеля. Все устройства были стандартизированы, поэтому проблем быть не могло. Вскоре профессионалы возжелали использовать эти модули отдельно от микшеров, для чего и было создано шасси, оснащённое корпусом, блоком питания и аудио-разъёмами. После чего, как говорится, понеслось… Множество производителей стали выпускать свои модули 500 серии, а компания API, поняв что не сможет побороть это движение, решила его возглавить. Собственно и по сей день всё новые и новые производители выпускают модули 500 серии, и их количество растёт как на дрожжах.

em-group front

 

Таким образом, модуль 500 серии представляет из себя компактный вариант рэкового устройства - основная плата (или две если прибор стерео), на которой закреплены все элементы цепи, и переднюю панель с регуляторами, сохраняя при этом схемотехнику и компонентную базу старшего собрата, но избавившись от блока питания и разъёмов. Собственно это и есть первый минус этих устройств. Мало купить сам модуль, ещё необходимо будет докупить шасси, без которого он, как говорится, деньги на ветер. Благо сейчас довольно много вариантов этих шасси, они же ланчбоксы (lunchbox): на 2, 3, 6, 8, и даже 10 модулей.

 

bae 3lb

 

Из вышесказанного следует, что пользователю предстоит единожды потратиться на шасси, зато потом можно без забот докупать необходимые модули. Но не все так просто, как хотелось бы. Некоторые производители этих самых шасси на своих официальных сайтах заявляют список приборов, с которыми они протестировали свои шасси, и уверены что они совместимы. То есть не факт, что купленный какой-нибудь дешёвый рэк от малоизвестного производителя, будет совместим с модулями. И в этом кроется казалось бы второй минус. С другой стороны шасси от таких производителей как APi, Purple Audio, Aphex, BAE, Radial Engineering,Tonelux, Empirical Labs, Aphex, Lindell Audio, SPL, пользуются популярностью в Штатах и Европе именно потому, что с совместимостью не бывало проблем.  Стоят они несколько дороже, но на мой взгляд за надёжность можно и стоит доплатить.

Какие же модули бывают? Тут начинается самое интересное. В наши дни только ленивый производитель не выпускает линейку таких приборов. Что уж говорить, если компания Moog вырвала из сердца своих синтов свой фирменный фильтр и поместила его в 500 модуль! 

 

500 series Ladder Filter

 

{product id=4044}

 

Все модули можно, так сказать, поделить на привычные категории рэковых устройств: частотная обработка, динамическая обработка, пространственная обработка, и предусилители. Также среди модулей можно встретить  микшеры, сумматоры, channel strip`ы и фильтры для работы с транзиентами.  Здесь тоже присутствует разделение на ламповые и транзисторные устройства - всё как у взрослых. Если рэковые девайсы измеряются в юнитах, то 500 модули в слотах. И далеко не все модули, которые занимают два и более слота являются стерео, об этом не стоит забывать. Если в устройстве находится одна плата, соответственно она вставляется в разъём внутри шасси, который в свою очередь уже связан с одним аудио выходом и одним аудио входом на задней поверхности рэка. Поэтому  для работы со стерео сигналами, в большинстве случаев, придётся докупить брата-близнеца. Для удобства работы многие модули поддерживают функцию линкования двух устройств в единый стерео прибор. В некоторых случаях за Вами остаётся выбор в каком режиме работать: стерео или дуал-моно. В первом случае приборы делятся на master и slave, и манипуляции Вы совершаете только с одним модулем, который дублирует параметры на второй канал. Во втором случае у Вас есть полный доступ к обоим каналам, и Вы в праве накрутить разные настройки на них. В целом работа с 500 модулями,  мало чем отличается от работы с железными рэковыми устройствами. Если Вы задумали пропустить сигнал сперва через эквалайзер, а потом через компрессор, то необходимо будет соединить выход эквалайзера со входом компрессора. А уж если надумали собрать полосу канала как на консоли, то уж извольте подключить все очереди: сперва сигнал в преамп, из преампа в эквалайзер, из эквалайзера в компрессор, из компрессора в звуковую карту. Так что сэкономить на проводах не получится. Некоторые производители сочли это не совсем удобным, и поэтому добавили к своим шасси возможность внутреннего роутинга сигнала, посредствам переключателей. Компания Aphex пошла ещё дальше, и встроила в шасси для модулей 500 серии USB-аудио интерфес! Именуется сие чудо как Aphex USB500 Rack. Встроенный звуковой интерфейс не отличается какими-то выдающимися данными, но в него можно установить 4 модуля, и в добавок ко всему есть внутренний роутинг сигнала. Таким образом сигнал с первого входа можно прогнать через все четыре прибора, а остальные три входа использовать под запись других инструментов, и все это одновременно.

Aphex-500-USB-Rack-1000px

 

{product id=5644}

 

Устройство можно использовать и просто как рэк для модулей, если у Вас уже есть звуковой интерфейс, но по настоящему свои возможности он раскроет когда станет во главе стола. В совокупе с встроенной секцией мониторинга, цифровым и midi разъёмами устройство действительно уникальное. Правда модули в комплекте не поставляются и их нужно будет приобретать отдельно. Среди равных по качеству, модули Aphex остаютсяодними из самых доступных по цене. В их серии модульных устройств есть очень интересный экземпляр - EX-BB - эксайтер и резонансный фильтр работающий в низком диапазоне. Два устройства в одном компактом приборе, который занимает всего один слот. Похожий прибор есть у производителя Little Labs - VOG, который также выпускается в модуле 500 серии, и наравне с EX-BB занимает один слот. С эмуляцией работы одного из вышеупомянутых приборов, Вы могли столкнуться в виде плагина от Waves - Aphex Vintage Exciter. Второй же модуль удостоился чести быть сэмулированным (если можно так выразиться) компанией Universal Audio, и пришёлся по вкусу многим энтузиастам и профессионалам.

 

 

little labs vog

 

 

{product id=5532}

 

Вообще, производители модулей 500 серии не ограничиваются привычными рамками при создании своих устройств. Привычные сочетания компрессор + деэссер, преамп + эквалайзер, преамп + эквалайзер + компрессор, компрессор + лимитер, преамп + di-box имеют место быть и в этом форм-факторе, ими уже никого не удивишь.К примеру компания Millennia задумалась и сделала 8-канальный АЦП! А почему бы и нет? На переднюю панель вывели дваразъёма D-Sub: одиндля цифровых сигналов(AES), второй для аналоговых, добавили word clock для синхронизации и выбор частоты дискретизации вплоть до 96 кГц. Примерная розничная стоимость прибора 1400$, что может составить конкуренцию Apogee Rosetta 800 и Lynx Aurora 8, при этом имея ещё один козырь в рукаве - компактность!

 

 

ad596

 

Компактность является одним из главных достоинств устройств этой серии. Самый вместительный рэк для этих устройств на сегодняшний день, на 10 слотов, занимает всего 2U в рэковой стойке. Там где могли бы поместиться 1-2 больших устройства, теперь влезут все 10! Даже в больших коммерческих студиях, под завязку набитых приборами, иногда сложно найти место под новые устройства, что уж говорить про небольшие проджект или домашние студии. Не удивительно, что многие зарубежные студии отдают предпочтение функциональным малогабаритным модулям, и они все чаще становятся соседями больших рэковых юнитов. Да и в конце концов, смотритсяэто ни чуть не хуже!

 

JC 720 2

 

Раньше если продюсеры хотели получить звук консоли Neve, то ничего не оставалось кроме как покупать саму консоль. Теперь же можно приобрести только модули и тот звук уже у Вас в руках. Можно собрать свою собственную цепь из устройств которые больше по душе. Нравится звук преампов от Neve, компрессоров от Solid State Logic, эквалайзеров от Api - это больше не проблема. Приобретая разные модули Вам открываются новые музыкальные оттенки, которые дополняют Вашу палитру, позволяя найти собственный звук. Так же благодаря скромным размерам рэков и самих модулей, можно собрать собственную цепь под конкретный инструмент, к примеру бас гитары, и взять с собой на студию, или же вокальную цепь из полюбившихся приборов, и взять её с собой на выступление. Конечно вес рэка с несколькими модулями явно отяготит поход в студию или на выступление, но ради хорошего звучания чего только не делают люди, а уж тем более ради собственного особенного звучания.

Стоит также оговориться, что помимо модулей 500 серии, существуют и несколько других серий. В частности у компаний AMS Neve, Heritage Audio и BAE есть линейка приборов 80 серии и рэки под них, у Solid State Logic их фирменные модули под собственный X-Rack,  у Tonelux под их Vrack, а у Tube-Tech под их RM рэки. 80 серия берет своё начало от старых консолей Neve, с которыми они до сих пор совместимы. В сущности же это точно такие же модули что и в 500 серии, работают они тем же образом, выглядят похоже, но немного отличаются размерами, и под них необходимо соответствующее шасси. С X-Rack от SSL дела обстоят аналогично. X-Rack это собственная разработка Solid State Logic - модульная система, монтируемая в рэковую стойку, со встроенным блоком питания под 8 модулей  X-Rack серии. В свою очередь эти модули несут в себе идентичные схемотехнику и технологии, которые применяются при создании консолей SSL Duality и AWS 924 & 948. Из 12 модулей X-Rack серии в наши дни всего лишь три выпускаются в формате 500 серии, поэтому любителям звука SSL есть о чем поразмыслить.С Tonelux похожая история, но помимо устройств обработки они выпускают модули обратной связи, моно и стерео мастер модули, модули с индикаторами и фейдерами и т.п. Из всех этих модулей Вы можете собрать аналоговую консоль конкретно под свои нужды, на столько каналов сколько Вам потребуется, такой конфигурации которая удобна именно Вам. Tube-Tech же просто создали модульную линейку, в которой пока три устройства и два рэка под них, и ни одного в 500 формате. Планируют ли они в будущем выпустить устройства в этом форм-факторе - тайна покрытая мраком, но сейчас не об этом.

 

010155fb841e07bac2294c1cffd6d39ad7b6db0d

 

SSL20X-Rack20configured20as20a20tracking20system front

 {product id=2833}

 

С чем в первую очередь у нас ассоциируется студия звукозаписи? Наверняка одним из популярных ответов будет огромная аналоговая консоль во всю комнату. На их фоне модули 500 серии просто блекнут, не правда ли? Видимо также мыслили инженеры Purple Audio, которые решили перевернуть все с ног на голову в наших умах, вернувшись, так сказать, к истокам, ведь как известно всё новое - это хорошо забытое старое! В нынешнем году на выставке Musikmesse компания представиласвою новую систему - MF Twenty 5. Её гвоздём является дискретный суммирующий микшер, размером в 1U с 10 стерео-каналами, который разработан специально для работы с модулями 500 серии. Если взять данный микшер, к нему в придачу 2 шасси на 10 модулей, а также набор фейдеров и индикаторов уровня, поместить это всё в деревянный корпус и соединить между собой, что мы получим в итоге? Вуаля - аналоговая консоль!

 

WebPageRack 013

На каждом канале доступны такие функции как: solo, mute, pan/balance, aux pre/post/off indicator. На наряду с рядовыми функциями на мастер канале, в добавок есть возможность сохранять и вызывать пользовательские настройки, что может быть довольно полезным. В свою очередь каждый слот в рэке, который называется Sweet Ten, кроме входа и выхода имеет по одному дополнительному входу и выходу, так что Вы без труда сможете подключить дополнительные приборы обработки, если того захотите. То о чем мечтали многие инженеры в прошлом, наконец сбылось - можно по частям, по крупицам собрать консоль своей мечты! Преампы от LaChapell Audio, эквалайзеры от Bettermaker, компрессоры от Retro Instruments, или любое другое сочетание которое только может прийти в голову. Благо есть из чего выбрать, на любой вкус, цвет, слух и кошелёк.

Раз уж затронули финансовый аспект, то давайте немножко посчитаем. Возьмём к примеру классический FET компрессор от Universal Audio 1176LN - одноканальный компрессор на основе полевых транзисторов. Многие производители строят на базе именно этой модели свои собственные компрессоры. Подобная модель есть и в линейке компании Purple Audio - MC 77, основанная на базе 1176, но оснащённая несколькими дополнительными функциями. Небольшое отступление: данная модель компрессора, за свою продолжительную историю, много раз подвергалась доработкам (revision), вследствие чего существует несколько разновидностей прибора: A, B, C, D, E, F, G. Именно модель Revision C выпускается в наши дни Universal Audio под видом 1176LN, где LN значит Low Noise.Purple Audio,в качестве основы для своей модели прибора, взяли модель Revision E. Это отнюдь не значит, что одна модель лучше другой. Все отличия происходили в области схемотехники и элементной базы прибора, что означает, что модели отличались звуковым характером, и проектировались несколько под разные нужды. Но вернёмся к цифрам.

Стоимость 1176LN составляет почти 2000$, в то время как MC77 обойдётся в 1700$.  Существует ещё модуль 500 серии у Purple Audio под названием Action, который вобрал в себя внутренности MC77, и его цена составляет 750$. Таким образом, за вместо одного МС77, можно приобрести два модуля Action, а учитывая то, что большой прибор, равно как и модуль, является одноканальным, и для стерео обработки Вам потребуется два девайса, выходит неплохая экономия средств и места в рэке. Приведу другой пример: компания Kush Audio выпускает прибор Electra - двухканальный фильтр для работы с транзиентами/эквалайзер. Стоимость прибора в районе 1800$. В то же самое время существует одноканальный модуль 500 серии Electra, стоимостью 660$. Стерео компрессор от Elysia Xpressor в рэковом варианте обойдётся в 1500$, в 500 формате в 1000$.

 

{product id=5498}

{product id=4198}

Двухканальный преамп Chandler LimitedTG2, который использовался на студии Abbey Road и принимал непосредственное участие в записи The Beatles и Pink Floyd, стоит2200$, в то время как его одноканальная версия в модуле 500 серии стоит 960$. Одноканальный ламповый компрессор/лимитер Retro Instruments Sta-Level, который был использован при записи Eric Clapton`a, выходит в 2700$, а подобранная пара приборов в районе 5500$, в то время как одноканальный 500 модуль под названием Doublewide, который не в точности выдаёт звучание Sta-Level, но всё же близок к тому, стоит 1000$. Примеров можно приводить много, но думаю суть всем ясна.

 

doublewides

 

 

{product id=5620}

 

500 серия набрала хорошие обороты за рубежом, и вряд ли собирается останавливаться. Рынок расширяется с каждым годом, компании мастодонты переносят свои проверенные временем устройства в этот формат, и всё новые и новые инженеры пробуют свои силы в этом ремесле. DIY движение также не оставило без внимания этот форм-фактор. Инженерное объединение DIY Recording Equipment создало свой проект под интригующим названием COLOUR. Это модульный аналоговый сатуратор размером в один слот, внутри которого имеется три слота для установки блок схем. Сейчас пользователю предоставлен выбор из пяти блок схем, которые приобретаются отдельно от самого модуля: 15IPS - воссоздаёт "тёплое" звучание магнитной плёнки, CTX - "железное" звучание трансформаторов Cinemag, JFT - "ламповый" звук транзистора NOS JFET, CMOS - перегруз в стилегитарной педали Fuzz, TM79 - "звук 70-х" как у плёночного рекордера 3M M79. Демо записи всех блок схем можно послушать на официальном сайте производителя. Прибор не обременён лишними регуляторами, а на передней панели расположились селектор действующей блок схемы, регулятор уровня сатурации и выходного уровня. Стоимость отдельного модуля COLOUR составляет примерно 120$. На блок схемы цена варьируется от 25 до 55$ за штуку. Вы также можете заказать пустую болванку, для беспроблемной установки внутрь самого модуля, и самому разработать блок схему. Цена данной болванки в районе 5$. Так что если Вы обладаете достаточными знаниями и навыками, то можете, обойдясь малой кровью, создать свой собственный неповторимый "цвет" и дополнить им свою палитру! Уникальность и ещё раз уникальность!

colour-front

 

Эксклюзивность - вот ещё чем заманивают покупателей производители модулей 500 серии. Некоторые компании предлагают в линейке 500 модулей такие устройства, которых они не выпускают в полноразмерном формате. В частности Shadow Hills, чьи одноканальные и двухканальные компрессоры (Optograph и Vandergraph соответственно) существуют только в модульной версии. Схемотехника обоих этих компрессоров входит в состав их флагманского устройства - Mastering Compressor, который полюбился многим мастеринг-инженерам.

 

{product id=5358}

 

{product id=5357}

 

Приведу ещё пару примеров - легендарный микрофонный предусилитель от AMSNeve 1073LB  также выпускается только в виде модуля. LaChapell Audio предлагает ламповый микрофонный преамп с секцией трёхполосного эквалайзера 583e тоже только в формате 500 серии. Стоит заметить, что в своё время данная компания использовала для привлечения покупателей один хитрый ход: в моделях ламповых предусилителей 583s и 583e,осуществляется очень простой доступ к лампе, что позволяет пользователю самостоятельно заменить её по своему желанию. Но производитель не стал ждать пока это произойдёт, и выпустил ограниченную серию устройств с неродными специфическими лампами. Спрос на эти модели был хорошим, и весь выпуск устройств осел в студиях по всему миру.

 

 

 

583E anlge20right

 

 

{product id=5562}

 

За рубежом модули 500 серии прослыли "железными плагинами", так как процесс работы с ними несколько напоминает работу с плагинами внутри секвенсора. И все же есть одно существенное отличие - пресеты. Все мы так или иначе ими пользуемся, пользовались или только будем этим заниматься, так как это действительно удобно. Вместо того, чтобы тратить кучу времени на настройку всех параметров компрессора для рабочего барабана, гораздо проще загрузить готовый пресет и немного его отредактировать на свой вкус. Про возможность записать автоматизацию определённого параметра и вовсе говорить не стоит. Видимо эта несправедливость вдохновила пару производителей на интеграцию цифровой составляющей в свои модули 500 серии. У легендарной компании Moog существует модуль Analog Delay 500, на передней панели которого расположился порт MIDI для связи с компьютером. В дополнении к устройству, существует плагин, который может практически полностью управлять аналоговым модулем, в том числе автоматизацией и синхронизацией с темпом композиции. Некоторые параметры, такие как уровни входного и выходного сигналов и регулятор dry/wet, остались сугубо аналоговыми, то есть ими невозможно управлять по MIDI. Зато в плагине открываются дополнительные параметры, которыми Вы можете управлять, и чьих регуляторов нет на передней панели юнита. Для работы с устройством понадобится включить его в рэке, загрузить плагин, синхронизировать настройки плагина с модулем и можно творить! В самом плагине уже есть предустановки популярных настроек, из которых можно подобрать подходящую, или настроить свою собственную. Также можно автоматизировать параметры модуляции, feedback, задействовать встроенный фильтр и сделать звучание задержек более ярким или более мрачным, и многое другое. Модуль вобрал в себя всё лучшее из обоих миров: аналоговый звук и цифровое управление!

 

moog Analog-Delay-Front9520

 

 

{product id=4735}

 

Похожей тропой пошла компания Bettermaker выпустив четыре аналоговых стерео эквалайзера с цифровым управлением по USB, два из которых в 500 форм-факторе. В них реализован то же принцип - аналоговый звуковой тракт и цифровое управление по средствам плагина. В дополнении ко всему, устройства способны сохранять до 400 Ваших собственных пресетов, и вызывать их в одно нажатие. Причем сохраняются не только положение регуляторов, но и та автоматизация, которая была прописана.  Также есть возможность объединения нескольких модулей, и по прежнему управлять через плагин. Из-за гибридной аналогово-цифровой схемы, цены на устройства, особенно рэковые, довольно высоки, поэтому 500 модули остаются самыми доступными в этой линейке.

bettermaker eq 542 fin2

 

{product id=5479}

 

Итак, думаю настало время подвести итог всем размышлениям в этой статье. Какие же плюсы и минусы можно выделить у всех этих устройств? К недостаткам всей серии в целом стоит отнести необходимость приобретения рэка для их установки и корректной работы. В то же время, если взглянуть на это не как на дополнительные расходы, а с точки зрения долгосрочного вложения, то оно полностью себя оправдывает, так как даёт Вам простор для творчества, пусть и несколько ограниченный. По поводу совместимости модулей и рэка было сказано выше - качественный рэк от известного производителя не доставит пользователю неприятностей. Также недостатком вероятно можно отметить цену - довольно дорого. Но не стоит забывать, что все эти модули - профессиональные устройства, от именитых и не очень производителей, которые в принципе не выпускают ничего дешёвого. Если сравнивать рэковые устройства и 500 модули, то выгода налицо, даже учитывая тот факт, что для стерео обработок порой необходимо будет приобретать второй модуль. У каждого отдельного модуля есть свои сильные и слабые стороны, но о них стоит говорить отдельно, при детальном их сравнении. Явными достоинствами всей серии можно смело назвать компактность, мобильность, возможность кастомизации и гибкость. Собрать свой собственный тракт для трэкинга, или же использовать модули при сведении - выбор за Вами! Возможности роутинга сигнала ограничиваются исключительно Вашим воображением: любые последовательности из любых модулей в любом месте! Экономьте место и средства, но не экономьте на звуке - таким бы мог быть девиз 500 серии. И отвечая на заглавный вопрос этой статьи: 500 - это много или мало, я бы ответил - это в самый раз! 

Прочитано 7056 раз Последнее изменение 05 июль 2014
musicmag

MusicMag - музыкальный журнал, академия, маркет

Комментарии (0)

Рейтинг 0 из 5 от 0 комментаторов
Пока нет комментариев

Оставьте свой комментарий

  1. Posting comment as a guest.
Rate this post:
Вложения (0 / 3)
Share Your Location
Введите текст с картинки. Не разобрать?